«Учитель английского языка» или «репетитор»

Этимология, проблема наименования

Дарья Царькова, репетитор, преподаватель английского языка, г. Москва

Репетитор языка

Известно, что английский язык, как, впрочем, и русский, состоит из многих десятков тысяч слов. И даже носители языка не в силах воспользоваться этим богатством в полной мере. Так, например, самый большой словарь английского языка содержит более 600 тысяч слов, а самый большой англо-русский словарь содержит около 150 тысяч слов. Всем известно, что не все слова в языке употребляются одинаково часто. Было проведено множество исследований в области изучения языка и даже выпущено несколько словарей, где указывается, как часто употребляется то или иное английское слово. Используя эти словари, можно выделить определенное количество наиболее употребительных слов (допустим, около 8000) и даже выучить эти слова, но для знания английского языка этого явно недостаточно. При изучении языка вне страны, где все на нем говорят, человек испытывает нехватку информации, до него доходят лишь некие обрывочные сведения.

Существует несколько способов полноценного, глубокого изучения языка: погружение в языковую среду (что далеко не всегда и не всем доступно), обращение к помощи репетитора или или же занятия , где с Вами работает учитель английского языка (сюда можно отнести и школьные уроки, и еженедельные занятия в высших учебных заведениях, и занятия на курсах английского).

Учитель или репетитор?

Так в чем же отличие между «учителем» и «репетитором»? Обратимся к этимологии, то есть к происхождению этих слов.

Учитель, преподаватель – это человек, который дает знания. Не просто «дает», а «подает» их в определенном виде тем или иным способом, используя определенные методики (от игр и тренингов до синхронного перевода). Преподаватель английского не просто «подает», а «передает» (префикс «пре» в данном случае можно приравнять по значению к префиксу «пере») то, что знает и понимает сам кому-то другому. То есть «преподаватель» – это человек, который передает свои знания другим людям особым образом. Можно сказать, что учитель, преодолевая сопротивление учеников, пытается передать им свои знания, чтобы в дальнейшем ученики превзошли его.

Кстати, следует обратить внимание и на сочетаемость этого слова – преподать можно только урок. Главная задача преподавателя языка – преподнести свой материал так, чтобы заинтересовать ученика. Необходимое условие эффективности занятий – заинтересованность в них ученика. Да, существуют определенные нормы, оценки – и в школе, и в институте человек обязан заниматься. Но в конечном итоге все зависит от самого ученика – как он воспользуется (и воспользуется ли) полученными (переданными) знаниями, нужен ли ему английский язык, пригодится ли он ему в жизни.

Репетитор языка. Слово «репетитор» восходит к слову «repeat» — повторять. Смотрим однокоренные слова – репетировать, репетиция, отрепетировать. Можно сказать, что репетитор языка дает свои знания многократно, повторяя – и требуя повторения от учеников. Репетитор английского может научить ученика сначала свободно говорить на английском языке, а потом думать на нем. Изучение языка в данном случае может являться «репетицией» какого-то важного события (допустим, поступления в институт или на престижную работу, где требуется обязательное владение английским языком).

Необходимо сказать и о количестве интервалов между повторениями. Репетитор английского дает определенную информацию один раз, возвращаясь к тому же материалу через достаточно большой отрезок времени, причем обязательного запоминания и понимания от учеников обычно не требуется. Учитель английского, т.е. Ваш репетитор языка постоянно возвращается к изложенному материалу, повторяя и развертывая его, требуя от ученика непременного запоминания и понимания.

Решение заниматься с репетитором английского языка – это решение вполне осознанное, обусловленное обычно конкретной целью. В данном случае обучаемый сам выбирает репетитора (или за него это делают родители) и оплачивает его работу. Занятия с учителем английского языка носят более свободный, добровольный характер и обычно бесплатны (школьные уроки). Необходимо добавить, что учитель языка по преимуществу занимается с группой учеников (идеальным коллективом для изучения английского языка в настоящее время считается группа из 10-15 человек, так как именно такое количество людей может общаться между собой с наибольшим эффектом, интересом и пользой), тогда как репетитор работает с одним человеком, следовательно, уровень знания и понимания значительно повышается.

Однако учитель английского языка должен быть в то же время и психологом, и организатором, и даже другом для своих подопечных. Он, учитель, должен обладать всесторонними знаниями— и уметь применять их на практике. Общение должно быть построено таким образом, чтобы происходило постепенное овладение речевым материалом. Тогда как для репетитора английского языка необходимо выполнить одну, главную задачу — научить своего ученика английскому языку, при этом вполне достаточно обладать определенным объемом знаний только по своему предмету.

Таким образом, настоящий учитель английского должен объединять в себе черты репетитора и преподавателя — мастерство и целеустремленность первого, и человечность, самоотверженность второго. Хороший учитель постарается научить своих учеников не только читать и переводить, но и понимать, думать и общаться на английском языке.