Особенности занятий английским языком с детьми

Юрий Винограй, репетитор,руководитель курсов, г. Москва

В чем специфика преподавания английского или другого иностранного языка детям?
И с какого возраста следует начинать обучение детей с репетитором?

Репетитор английского языка
На мой взгляд эти два вопроса взаимосвязаны. В естественной языковой среде ребенок учится родному языку, начиная с младенческого возраста. Он слышит, как произносят слова его родители, близкие и учится их повторять, не сильно вначале вдумываясь в их смысл. По мере накопления словарного запаса у него начинают формироваться представления о структуре языка, он чисто интуитивно начинает строить фразы, предложения, сначала с ошибками. Его постоянно поправляют другие, он сравнивает свою речь с речью взрослых и сверстников, корректирует неточности.

При достижении школьного возраста начинается новый этап совершенствования родной речи. Здесь начинают оказывать свое влияние другие методы изучения языка. Цель уроков родного языка в школе – это не научить языку, а в первую очередь систематизировать те знания, которые уже имеются на данный момент. Нужно научить человека правильно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Это достигается за счет изучения внутренней структуры языка – грамматики, правил орфографии и пунктуации, стилистических особенностей и.т.д. На данном этапе начинается знакомство с родной литературой как способ дать ученику пример практического применения языковых знаний, возможность осознать все богатство и многоообразие родного языка.

Анализ того, насколько преуспевает школа в данном вопросе – остается за рамками данной статьи. Я лишь хочу подчеркнуть, что многие проблемы, связанные с дальнейшим изучением иностранного (в частности, английского) языка, в том числе с репетитором или преподавателем, проистекают как раз от неумения грамотно обучить родному языку в школе. Как можно научить кого-либо излагать свои мысли в письменной форме на английском (сочинение, эссе, формальное письмо, отчет), когда никто и никогда не учил этого делать на родном языке. Вместо структурированного изложения заданной темы на бумаге получаются лишь жалкие потуги записать свою малограмотную речь...

Однако приведенный выше пример относится уже к более продвинутым уровням работы с репетитором. На начальном этапе необходимо дать ребенку базовые знания. Однако в условиях отрыва от реального мира, той общности, где данный язык является родным, сделать это очень и очень сложно. В то время как взрослому человеку доступно формальное изучение структур языка, таких, как например грамматика; он может изучить ее наподобие того, как студент изучает высшую математику; ребенок таким методом действовать не в состоянии просто потому, что он не владеет методикой формального восприятия материала. Попробуйте объяснить первокласснику, что такое глагол или подлежащее по английски, когда он и по русски то не знает, что это значит. Поэтому на мой взгляд достаточно нелепо выглядят попытки привить английские знания, начиная чуть ли не с яслей, направленные главным образом на опустошение кошельков родителей...

Так какой же выход из создавшейся ситуации? Не начинать изучать английский с детьми раньше определенного возраста? Использовать какие-то особые, может быть игровые методики? Найти к каждому ребенку индивидуальный подход? Да, конечно, все вышеперечисленное и многое другое. Я не могу да и не хочу раскрывать в короткой статье все наши профессиональные секреты. Скажу лишь, что на наших курсах
репетиторов английского языка работают грамотные люди, любящие детей и умеющие найти с ними общий язык. Приходите к нам и Вы не пожалеете об этом.